[personal profile] teplorod
Я бы не стал писать на эту тему, да вот [livejournal.com profile] bezdec сказал, что ему по нраву та самая статья в "Русской Жизни" о том, что при совке все было, но типа никто покупать не хотел. Чем меня ооочень удивил.

Я хочу сказать, что дискурс этот не нов, в 2003 году об этом тоже писалось:
"Это было общество тотального унижения - формально - ты гражданин, каждый день тебе поют по ящику, какой ты герой и труженик - а при попытке "достать" какой-либо товар не переплачивая две цены - приходилось кланяться НЕ труженику и НЕ герою - продавцу, официанту(деликатесы покупали в ресторанах, с ресторанной наценкой и по знакомству), товароведу, спекулянту.
http://adolfych.livejournal.com/80534.html?style=mine
(ссылка подсмотрена у [livejournal.com profile] yurri)
Вот еще интересное? для тех кто совка не нюхал.

Полемика о том, хорошо ли было жить при совке будет еще продолжаться долго, поскольку один из трендов в блогосфере - это поиск идентичности. Но дело в другом. Стоит посмотреть на то, кто отстаивает точку зрения о том, что при совке все было хорошо, и что талоны на мясные изделия в размере 2 кг на рыло в месяц вам приснились. После фразы Ольшанского о том, что его тошнило черной икрой, потому что ее было очень много в 1984 году, воспринимать серьезно тренд о том, что при совке все было нормально, как-то сложновато...

А почитав то самое письмо Ольшанского А. Мальгину, которое слили, опять же, понятно, откуда ноги растут у "Русской Жизни", и кто ее финансирует.

Сразу важный момент: они сразу сказали, что им категорически не нужно официальное СМИ партии «Справедливая Россия», не нужна предвыборная газета или агитка любого рода. Эти задачи они решают иначе – путем дружбы с желтой прессой типа «Твоего дня» и «Аргументов и фактов».

Их желанием было: создание респектабельного, авторского, «мыслительного» социального издания про общество, смыслы, идеологию и всякие публичные сюжеты-дебаты. Этакую общественно-социально-публицистическую площадку имиджевую. То есть: никакого бизнеса, никакого гламура, ничего «делового», минимум политики (только «проблемная»), только общественные сюжеты.


После этого читать весь тот бред, которые пишут люди, вкусившие в годы до развала СССР из спецраспределителя вдвойне смешно.


P.S. Черной икры в 80-е у меня в родительской семье тоже было немало. Но я знал, что так не везде. И что если отъехать на 70 км от Москвы, там все несколько по-другому.

Update: Сеанс разоблачения тезисов той самой статьи: http://banguerski-alex.livejournal.com/121475.html?style=mine

Date: 2007-08-22 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] bezdec.livejournal.com
Костя, я сам прекрасно помню очереди за колбасой, радость от доставания сосисок и сколько мы переплачивали и сколько клянялись всякого рода торгашам при совке. Тем более, что снабжение (слово то какое мерзкое) Новосиба было на порядок хуже, чем снабжение Москвы и всяких там атомградов или национальных (по форме и содержанию) окраин.

Мне, просто, понравилась статья своим необычным взглядом. Я не согласен с 90% того, что там сказано, но интересные мысли есть. Действительно, при дефиците соевой колбасы в совке были относительно доступны всякого рода деликатесные вещи, которые ныне стоят запредельно и хер где их найдешь.

Например, в детстве я ел много осетрины, которую ловили и продавали рыбаки с наших дач, а из Казахстана регулярно привозились деликатесы из конины. Попробуй найди теперь в Москве дешевую и хорошую стерлядочку или, скажем, казы.

Что же касается места, откуда ростут ноги у РЖ, то мне оно безразлично. Если вся эта пиздобратия решила в имиджевых целях издавать такой вот респектабельный и мыслительный журнал, то у них это получилось.

Date: 2007-08-22 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Иван, эти неочевидные вещи, как-то доступ к деликатесам, они сродни хакерству.
Чорную икру можно было задешево доставать и в начале 2000 — надо только знать каналы распространения.
А вот вранья в этой статье предостаточно, и я это порицаю. [livejournal.com profile] hasid у себя в ЖЖ оправдывается, что это статья про «Другой СССР», однако в статье у него много генерализованных утверждений, и отмазка смотрится жалко.
А что до того, откуда у чего ноги растут, я считаю коммерческую прессу более честной, чем ту, которую спонисруют разного рода идеологи. Журнал же получился не мыслительный и респектабельный, а нишевой и субкультурный.
Пошли на обед уже.

Date: 2007-08-22 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
Например, в детстве я ел много осетрины, которую ловили и продавали рыбаки с наших дач, а из Казахстана регулярно привозились деликатесы из конины. Попробуй найди теперь в Москве дешевую и хорошую стерлядочку или, скажем, казы.
Ну это же в высшей степени просто объясняется, вы не находите?
И радость от осетрины, в которая по чисто техническим причинам в каких-то местах была валом, мало отличается от радости клиентов спецраспределителей, у которых вообще много чего было по смешным ценам.

В общем, всё то же и с респектабельностью журнала "Русский инвалид". Одни обложки чего стоят

Date: 2007-08-22 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Обложки - это отдельный пиздец, но не все мои коллеги так считают.
Впрочем, это скорее всего издержки того, что мы работаем в "запретной сфере" для тестирования оных обложек.

Date: 2007-08-22 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
обложки, на мой взгляд, идеальны, совершенно

Date: 2007-08-22 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Да, видимо они нравятся ЦА данного журнала.
Но я, как человек испорченный исследованием предпочтений в массовых медийных проектах, оценить мессадж обложек до конца не могу. Если только у меня серии фокус-групп не будет.

Date: 2007-08-22 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
да ты вообще ужас как испорчен!

А вот я, как человек чистый, уверен, что у такого журнала долджны быть именно такие обложки.

Хотя, я конечно, не ЦА, и вообще считаю, что О-кий гениальный провокатор и не важно сознательно он этот журнал производит или бессознательно.

Date: 2007-08-22 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com

такая обложка мне кажется более аутентичной.

Date: 2007-08-22 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
ты, сцуконепонимаешьмоихшуток!

Date: 2007-08-23 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
понимаю, отчего же?
Просто так еще веселее.

Date: 2007-08-22 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] bezdec.livejournal.com
Слушайте, так "таких мест" навалом по всей стране.
У нас стерлядка, на Сахалине икра, на юге овощи-фрукты и т.д.

Неверно строить историю исключительно черно-белой, избегая полутонов.

Date: 2007-08-22 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
дададад, еще автор метко про грибы заметил

странно, что не написал что у многих на работе был доступ к спирту

Date: 2007-08-22 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bezdec.livejournal.com
Про спирт отдельная история. Это целая глава истории потребления в СССР. Я много могу про спирт рассказать.

Просто надо разделять: фактуру и выводы+теории.
Одни историки любят теории: "Экономика дефицита", "тоталитаризм" и потом под это подбирают какие-то факты.
Другие историки на теории не замахиваются, а пишут про повседневность: про картошку на 6 сотках, спирт, икру и медвежатину и т.д.

В Советологии с 1960-х годов это вполне себе соревнующиеся школы: "тоталитаристы" и "ревизионисты". Впрочем, это, пожалуй, будет темой моего отдельного поста.

И тот и другой подходы верны и ценны. Мне статья понравилась тем, что она обратилась к этой самой повседневности (ревизионистская статья про дефицит, если угодно), в которой помимо талонов, блата и очередей был огромный пласт натурального хозяйства и вполне себе рыночного обмена. И не надо по поводу этой статьи говорить, мол "херня все это", голодали мы. Все эти тетерева и "колхозные" рынки существовали.

Но в том, что дефицит "является мифом о совке" с автором никак согласиться нельзя. И тут мы имеем или сознательную авторскую провакацию или же просто ошибку, за которую любого студента историка примерно бы высекли.

Date: 2007-08-22 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
И тут мы имеем или сознательную авторскую провакацию или же просто ошибку, за которую любого студента историка примерно бы высекли.
Вот именно. Возмущение вызывают не полуправдоподобные сопли и тем более не факты, типа изобилия на "колхозных" рынках или того, что миллионы граждан ходили за грибами (они и на овощебазы еще ходили, кстати).
Это не ревизионисткая статья. Это р.с. даже нестроящася из себя невинность. Из чего и следуют призывы к канделябрам

Date: 2007-08-22 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] ex-acerbial236.livejournal.com
"Я ел много осетрины, которую ловили и продавали рыбаки с наших дач".

По государственной лицензии ловили? =)

Натуральное хозяйство и черный рынок - это "хакерство", как ниже пишет teplorod. То, что такое было - не заслуга системы, а ее недокументированная фича. Даже скорее баг.

Date: 2007-08-22 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] bezdec.livejournal.com
Вам пардон ехать или шашечки?

Ни автор пресловутой статьи, ни я не утверждаем: "система была идеалльна, поскольку каждый мог обожраться осетриной до блевотены". Просто в статье описываются многие баги, которые и не позволяют говорить, что "осетрины в совке не было, хоть убейся, хоть обосрись, а не было. Физически."

Статья мне и понравилась тем, что описываетмассу таких багов.
From: [identity profile] bezdec.livejournal.com
Во всяком случае именно эти баги и делали совок совком, а не тоталитарной утопией в духе 1984

К слову

Date: 2007-08-22 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] alleop.livejournal.com
"Потом Изя вдруг спросил:
-- А ты кету едал?
-- Навалом, -- сказал Андрей. -- Под водку, знаешь, как идет? Или бутерброды к чаю... А что?
-- Так... -- сказал Изя. -- А вот мои дочки ее уже не пробовали.
-- Дочки? -- удивился Андрей. -- У тебя есть дочки?
-- Целых три, -- сказал Изя. -- И ни одна не знает, что такое кета. Я им объяснил, что кета и осетрина -- это такие вымершие рыбы. Наподобие ихтиозавров. А они будут то же самое рассказывать своим детям про селедку... "
("Град обреченный")

суперски, что вспомнил.

Date: 2007-08-22 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Вот эту фразу про селедку мне родители любили цитировать, когда в магазинах остались только макароны.
(deleted comment)

Date: 2007-08-22 12:01 pm (UTC)

Date: 2007-08-22 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
удивительно только, что она с каждым годом рацветает все эффективно
много стеклянного мозга у нас в жежешечки, и всё прибывает
(deleted comment)

Date: 2007-08-22 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
а ответ один -- безблагодатность!

Date: 2007-08-22 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Тема будет подниматься еще много раз.
Это неизбежно.
Кстати, странно что нету "расово правильной википедии", но про Совок. Был бы мегапопулярный проект.

Date: 2007-08-22 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
представил
OMG

Date: 2007-08-22 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
ты мыслишь в расово неверном направлении.
Нужно думать о монетизации блогов.

Date: 2007-08-22 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
да, йа лусер

Date: 2007-08-22 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] berlinguide.livejournal.com
неплохой дискурсивный анализ, нахрена это вообще написино: http://pharmakos.livejournal.com/231895.html?nc=4

Date: 2007-08-22 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] teplorod.livejournal.com
Саша, к сожалению мне такой текст сложно читать, он не для людей написан:
Ведь проблема не в том, что автор, дескать, не дотягивает до «объективной» истины или не учитывает «разные социальные круги» (или, в конце концов, просто не в ладах со статистикой и калькулятором), а в том, что в тексте производится инверсия самой фигуры социальной истины — ею становится именно частная, предельно внутренняя истина, которая вообще не обязана ссылаться на правила индукции.
Я могу такие тексты читать и понимать, но это не значит что я их люблю.

Date: 2007-08-22 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] berlinguide.livejournal.com
Речь идёт здесь о том, что какк раз тоталитарное государство вынуждает своих подданных к секуляризации, отдельному поеданию, запрещает консолидироваться по группам. Потому и рассуждения о СССР чаще всего - это именно что зарисовки с позиции одного человека.

А Кралечкн вообще тяжело изъясняется.

Date: 2007-08-22 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] motto.livejournal.com
тоталитарное государство вынуждает своих подданных к секуляризации, отдельному поеданию, запрещает консолидироваться по группам
...и страшно далеки они от народа

Date: 2007-08-23 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] ex-konso.livejournal.com
У меня дед был участнки войны, икру в заказх давали. Потом он в израиль уехал, другой дед стал инвалидом 2 группы, им тоже что-то полагалось, но чёрная икра была только по праздникам.

February 2020

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617181920 2122
23242526272829

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 08:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios